Текущее время: 20 сен 2018, 01:36





Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Правила форума


не забывай где находишься - соблюдай цензуру



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Наша епархия в российском ТВ и прессе
СообщениеДобавлено: 21 окт 2008, 05:19 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 сен 2008, 04:16
Сообщений: 618
http://sedmitza.ru/text/415442.html

Путешествие в Среднюю Азию: Киргизия (Телепрограмма 19.07.08), текст программы
Сюжет: Путешествие в Среднюю Азию: Киргизия (Телепрограмма 19.07.08)
19 июля 2008г.


Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире – «Православная энциклопедия». В прошлом году мы рассказали вам о Православии в Узбекистане, побывали в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Сегодня мы продолжим наше путешествие по Средней Азии и отправимся в Киргизию. В этой самой высокогорной стране Средней Азии, как и в Узбекистане, действует Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви.

Сюжет: «Православие в Киргизии»

Население Республики около 5 млн. чел. Киргизия – много национальное государство. Здесь живут киргизы и узбеки, русские и немцы, дуньгане (китайцы-мусульмане) и казахи.

Согласно мусульманскому преданию, родоначальником киргизского и всех тюркских народов, населявших в древности Среднюю Азию, был патриарх Тюрк, сын патриарха Иоафета, внук святого патриарха Ноя, который жил на побережье озера Иссыккуль. Эти имена хорошо известны нам по Библии.

А когда в Центральную Азию пришло Христианство? С этим вопросом мы обратились к митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру.

Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – На территорию Центральной Азии христианство пришло в I в.н.э. Как известно, среди двенадцати учеников Христа был брошен жребий, и апостолу Фоме выпало проповедовать в индийских странах. Апостол Фома отправился по Великому Шелковому пути и прибыл в Самарканд, где рукоположил несколько епископов. Т.е. уже в I в.н.э. на территории Средней Азии было образовано несколько епархий. А в III и IV в. уже было 4 крупных митрополии: 2 на территории Узбекистана, 1 на территории Туркмении и 1 на территории Киргизии. Киргизской митрополии тогда также подчинялись приходы, расположеннее на территории современного Казахстана и юга Сибири.

К VII в. после Рождеста Христова кочевые народы Киргизии начали активно заселять Чуйскую долину, где сейчас находится современный Бишкек – столица Республики. Самым древним христианским памятником является небольшая церковь в средневековом Суябе – столице Тюрского государства того времени. Сейчас этот город выглядит как ряд глиняных холмов в урочище – все, что от него осталось, поглощено глиной. Раскопки здесь ведутся с 50-х гг. прошлого века, и христианский храм хорошо распознается среди древних стен средневековых улочек.

Валентина Грячева, к.и.н., археолог: – Первые христиане в Суябе появились уже в VII в. Раскопана первая несторианская церковь. Она была небольшой, по дворовой композиции типа первых сирийских церквей, размер 36х15 м, с алтарной частью и крещельней. Храм окружали кельи монахов. Найдена книга на пергаменте в деревянном окладе, по-видимому, Псалтирь, датируется она X в. Листы книги слипшиеся, подлежат реставрации, сейчас она хранится в Академии наук.

Первые христианские общины развивались спокойно. Христаинанам не нужно было скрываться. В древнем городе Невакете, руины которого находятся у Красной речки в 30 км от современного Бишкека в IX в. существовал цент Невакетской митрополии. Здесь действовала богословская школа, а на местном некрополе найдены огромные камни-кайраки с христианскими крестами.

В XI-XII вв. Сильные христианские общины располагались на озере Иссыкуль, где поселились сирийцы и армяне, бежавшиесюда от религиозных преследований. В последние годы здесь проводятся поводные археологические экспедиции под руководством академика Плоских. Многочисленные находки христианских нательных крестов. Монет и предметов утвари подтверждают предание о том. Что некогд здесь был могущественный армянский монастырь, где хранились мощи самого евангелиста Матфея.


Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – По преданию, когда римские легионы пошли войной на Сирию, и в IV мощи были перевезены в Центральную Азию в армянский монастырь на берегу озера Иссыккуль, где и находились до XIV в. Почему именно туда? Потому что Центральная Азия считалась землей, где нет религиозных конфликтов. Там все жили вместе. В основном, в Центральной Азии тогда было распространено язычество, но язычники очень мирно и спокойно относились к христианам. Потом мощи покинули монастырь у Иссыкуля, и с этим согласны многие современные историки. Есть один ученый из Таджикистана, который утверждает, что ныне мощи апостола и евангелиста Матфея хранятся в где-то высоко в горах в пещере.

Судьба христиан-несториан впоследствии сложилась трагически. Из-за их вмешательства в политику местных киргизских племен и возникшие в итоге междоусобицы несторианская церковная организация была полностью уничтожена. Христианство после этого исчезло здесь н несколько веков.

Новое возрождение Христиансва на этих землях связано с Русской Православной Церковью, когда в середине XIX в. Кигизия вошла в состав Российской империи. Первым из русских окрестностей озера Иссыккуль достиг путешественник Петр Семенов-Тяньшанский. Было это в 1856 г.

Следом за ним эти земли начали осваивать русские крестьяне-переселенцы, приезжавшие сюда из Центральной России. Во всех русских селах начали строиться православные храмы. В 1869 г. Бароном Коальбарсом в восточной части побережья озера Иссыккуль был основан город Каракол как военно-административный центр на караванно пути в Афганистан. Впоследствии на вновь выделенные средства в 1895 г. Был построен этот деревянный храм святой Троицы, чудом дошедший до наших дней. Это – один из самых старых сохранившихся храмов в Киргизии.

Недалеко от Каракола в 1882 г. Епископом Туркестанским Александром (Тульчинским) был основан мужской Свято-Троицкий монастырь. Сегодня сохранились лишь следы этой обители. Только столетние тополя, некогда посаженные монахами на аллее, напоминают о прошлом. Ныне здесь находится частный детский дом «Мээрим Булагы», главный корпус которого еще в советское время перестроен из братского корпуса монастыря. Сам монастырь сильно пострадал от стихийных народных волнений в 1916 г. Многие монахи были убиты, храмы и кельи разорены.


Однако именно с этого момента начинается новая страница в жизни святого Ираклия, особо чтимого на Киргизской земле. Тогла он был послушником в монастыре. Когда в обитель нагрянули бандиты. Молодой послушник спрятался на колокольне, прикрывшись находившимися там кусками кровельного железа. Его не заметили, и, как только нападавшие покинули разоренный монастырь, Ираклий бжал в горы.В окрестных селах также свирепствовали банды. В Оксайском ущелье вместе с еще несколькими отшельниками он прожил в скиту до 1921 г. В конце 20-хх гг. его, ослабевшего и больного, нашел один из жителей села Ананьево. Ираклий обрел кров у бедного крестьянина Сергея Бочарникова. Власти так и не узнали о том, что Ираклий – бывший насельник разоренного монастыря. При различных обысках его, как правило, называли родственником или дядей. Молился он день и ночь. Люди ехали к нему со всех поселков за советом и помощью. Старец Ираклий скончался во время молитвы в 1938 г. На его похоры съехались жители всех окрестных сел, и, хотя время было страшное, когда старца понесли на местное кладбище. Люди шли и пели «Святый Боже». По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Архиерейском соборе 2000 г. Он был прославлен как новомученник. А 13 сентября 2004 г. на кладбище села Ананьево в семейном захоронении Бачарниковых были обретены мощи преподобного, которые отные хранятся в Свято-Воскресенском соборе Бишкека.


Священник Павел Синегубов, ключарь свято-Воскресенского кафедральтного собора г.Бишкека: – Люди рассказывали, что на его могиле происходили многие чудеса. С очень серьезными жизненными проблемами приезжали к нему, и Бог, по его молитве, все разрешал. В прошлом году на Великой Пасхалной вечерне я проходил с кадилом мимо раки преподобного и услышал естественный живой голос среднего тембра: «Христос Воскресе!» Я знаю о таких случаях в истории нашей Церкви, в частности, происходивших в Киево-Печерской лавре, и вот, это случилось со мной у раки преподобного.

Свято-Троицкий мужской монастырь был окончательно закрыт большевиками в 1922 г. Большинство икон монастыря оказалось в Караколе, в том числе, и Тихвинский чудотворный образ Божией Матери, написанный на Афоне. О чудотворной силе этой иконы заговорили сразу после бунта 1916 г. Бандиты стреляли в образ, но пули отскакивали от него, оставиви только следы на иконе. Об истории удивительного спасения образа уже в советское время нам расскзаал настоятель храма святой Троицы в Караколе священник Сергий Чувичкин.

Священник Сергий Чувичкин, настоятель храма святой Троицы в г. Каракол: – Одна прихожанка рассказала, что ее родители Никита и Варвара спасли эту икону от уничтожения. Когда в 1932 г. имущество монастыря и все иконы были свезены на местную мебельную фабрику, где из этого всего делали ложки, Никита работал на этой фабрике. С одним старичком он решил спасти эту икону. А на фабричной проходной дежурили представители ОГПУ, которые имели право без суда и следствия расстреливать любого, кто хоть что-нибудь попытается вынести наружу из бывшего церковного имущества. Старичок сказал, что отвлечет дежурных, пока Никита унесет икону. Но никаких отвлечений не потребовалось, а помогла Сама Матерь Божия. Налетела сильная буря с ураганным ветром и проливным дождем, дежурные разбежались, и Никита со старичком спокойно вынесли икону с фабрики и принеси домой. Во дворе они выкопали в земле яму, закопали икону, а сверху поставили собачью конуру. Так икона была спасена от уничтожения. В 1944 г. открыли церковь, и Варвара сразу возвратила икону в храм. С тех пор икона пребывает в этом храме.

* * *
Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Советская власть с жестокостью устанавливала на этой земле свои порядки. Тысячи киргизов погибли, обвиненные в байстве и сотрудничестве с контрреволюцией. Настоящий террор был развернут против православных верующих. В 20-30 гг. расстреливали епископов. Священников и церковнослужителей. Были закрыты все храмы и приходы.

Сюжет: «Православие в Киргизии в XX в.»

Ныне в память того страшного времени открыт мемориальный комплекс «Ата-Биит». В 90-е гг. здесь были обнаружены захоронения киргизов и русских, узбеков и китайцев. Здесь покоится прах новомучеников Киргызстана.


В годы гонений на Церковь многие православные общины стали тайными, молебны и требы справлялись на домах.

Лишь с началом Великой Отечественной войны власти сменили гнев на милость. Одним из первых был восстановлен и возобновил свою деятельность православный приход в стооице Киргизии в г. Фрунзе. Однако к тому моменту на территории города не осталось ни одного храма. В этой связи община обратилась к властям с просьбой о выделении подходящего помещения. Произошел уникальный случай: распоряжением горсовета впервые в истории СССР верующим был передан недостроенный дом культуры. Его здание было переконструировано под храм на средства государства. В 1952 г. Свято-Воскрсенский кафедральный собор был освящен. Сюда приходят сотни верующих со всех концов города.


Елизавета Нарынбаева, заслуженная артистка Киргизии: – Я сначала выучила молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево». Почему именно этими молитвами мне хотелось молиться. Потом мы покрестились, и я была очень счастлива. Все сразу поменялось в момей жизни. Я на работе очень устаю, потому что отдаешь, а ничего взамен не получаешь, и образуется в душе пустота. А после того, как я стала ходить в храм (казалось бы, времени меньше остается), ездить на службы, руководить хором, я получла большое облегчение, и даже людям от общения со мной становится легче. Об этом мне говорили мои ученики.

* * *
Сюжет: «Интервью с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром»
Протоиерей Алексей Уминский: – Какие тенденции сейчас в религиозной жизни Киргизии: что поменялось, приходит ли молодежь, не пустуют ли приходы?



Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – Как правило, наши приходы не пустуют. Здесь все зависит от священников, но народ везде есть, хотя уже не так много, как в начале 1990-х гг. Ведь если до распада СССР в Киргизии жило больше миллиона русских, то сейчас где-то полумиллиона. Тенденция эмиграции русских из Киргизии продолжается. С этой точки зрения не очень хорошо, что Правительство России пригласило всех русских вернуться на родину. Потому что если бы здесь жило больше русских, русское влияние в Киргизии было бы заметнее. Но тут уже как сложилось, ведь человек предполагает, а Бог располагает. В Киргизии сейчас Православие исповедуют не только русские, но и другие национальности: киргизы, узбеки, таджики. Многие из коренного населения, которые вошли в какую-то протестантскую секту, не могут вернуться в ислам, а обращаются в Православие. Тут есть, конечно, свои трудности, ведь Православная Церковь это не секта, которая стремится охватить побольше мусульман. Мы хотим жить мирно и спокойно со всеми народами, не мешая друг другу, и поэтому, я думаю, что Церковь на этой земле была, есть и будет, потому что она должна там быть.

* * *
Сюжет: «Православные приходы Киргизии»

Во время нашей поездки мы познакомились со многими приходами Киргизии. На Иссык-Куле в г. Балыкчи в бывшем поселке Рыбачье мы побывали в гостях у протоиерея Валентина Никонова, который уже больше 35 лет служит в Киргизии. Несмотря на свой солидный возраст отец Валентин полон энергии. Свою службу здесь батюшка начинал со скромного храма, устроенного в обычном сельском доме. Он сумел не только собрать средства, но и построить за два с половиной года новый храм в честь блаженной Ксении Петербуржской.

Протоиерей Валентин Никонов: – Этот город раньше люди называли ветров, шоферов и безбожников. Здесь храма-то никогда и не было. Верующих было мало, но они очень желали, чтобы здесь был организован молитвенный дом, и помогли мне построить храм. А в дальнейшем – как Господь даст здоровья и сил. Будем трудиться, как говорилось в присяге: «Даю обещание служить Богу и людям до тех пор, пока не оставят меня силы». Пока я тружусь, и чувствую себя, слава Богу, хорошо. Приезжают ребята, чтобы потрудиться, помолиться при храме. Под моим руководством они молятся, трудятся, поближе к Богу становятся. В летнее время приезжает много детей, которые здесь получают большую радость и телесно отдыхают, и духовно. А главное, получают большие знания, которые необходимы для души и для Вечной жизни.

В 1996 г. недалеко от г.Карабалты по благословению владыки Владимира было создано подворье Ташкентского свято-Никольского женского монастыря. А через три г. подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Игумения Иоанна (Гусарова), настоятельница монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Калининском: – Открытие монастыря состоялось 4 июля 1999 г. предстательством нашего владыки митрополита Владимира Бишкекского и Средеазиатского, решением Священного Синода и по благословению Патриарха. В 1935 г. здесь был молитвенный дом, куда ходили первые переселенцы из России, репрессированные, раскулаченные. С собой они привезли иконы Казанской Божией Матери и прп. Серафима Саровского. Когда открывалось подворье, и мы объявили сбор помощи, люди очень много принесли нам денег, много помогали. Мы за месяц организовали подворье.

Жизнь в обители еще только налаживается, однако она уже взяла на себя обязанность заботиться о сиротах. Сегодня в монастырском приюте воспитываются девочки-сироты и из неблагополучных семей.

Мы были в Киргизии в Светлые Пасхальные дни. Этот Праздник прошел здесь при огромном стечении верующих. В Свято-Воскресенском соборе до утра святили куличи. А через три дня владыка Владимир привез в Бишкек Благодатный огонь из Иерусалима.



Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир: – Начиная с 2003 г. каждый год мы привозим Благодатный огонь на Святую Пасху. Я народу обещал, что пока я жив, буду привозить в Бишкек Благодатный огонь, который народ в Киргизии, и в Узбекистане, и в других странах встречает с очень большой радостью. Каждый раз заранее меня спрашивают, привезут ли Огонь. Отвечаю, что обязательно, как обещали, так и сделаем.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наше путешествие по Киргизии подошло к концу. Мы с вами увидели лишь малую часть жизни Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви. И в дальнейших выпусках мы продолжим свой рассказ о ней.

На сайте «Седмица.Ru» вы всегда можете познакомиться с электронной версией нашей программы, а также с новостями религиозной жизни со всего света.

В следующую субботу мы приглашаем вас в старинный русский город Переславль-Залесский. В годы духовного расцвета в Переславле действовало 14 монастырей. Сегодня в 4-х из них возрождена монашеская жизнь.

Всего вам доброго. Храни вас Господь!

_________________
馬鹿も一芸


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наша епархия в российском ТВ и прессе
СообщениеДобавлено: 21 окт 2008, 05:20 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 сен 2008, 04:16
Сообщений: 618
Ташкентская и Среднеазиатская епархия
Сюжет: Путешествие в Среднюю Азию: Киргизия (Телепрограмма 19.07.08)
19 июля 2008г.

Ташкентская и Среднеазиатская епархия, учреждена в 1871 г. Объединяет приходы и монастыри на территории Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Кафедральный город — Ташкент. Кафедральные соборы: Успенский (Ташкент), Воскресенский (Бишкек), Никольский (Душанбе).

Правящий архиерей: митр. Владимир (Иким), на кафедре с 20 июля 1990 г.

Епархиальное управление: Узбекистан, 700047, г. Ташкент, ул. Садыка Азимова, 3-й тупик, 22. Тел.: (10–998–71) 133–33–21; факс: 136–79–39; http://www.pravoslavie.uz .

Благочиннические округа: в Киргизии: Беловодский, Бишкекский, Иссык-Кульский, Ошский, Чуй-Токмокский; в Таджикистане: Таджикский; в Туркменистане: Ашгабадский и Дашогузский, Балканский, Марыйский и Туркменабадский; в Узбекистане: Бухарский, Гулистанский, Самаркандский, Ташкентский, Ферганский.

Епархиальные отделы: просветительский; художественно-производственный; по делам молодежи.

Статистика: 105 приходов; 133 священнослужителя (115 священников, 18 диаконов).

Действующие монастыри: Ашхабадский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь, основан в 1911 г., закрыт в 1934 г., возобновлен в 1998 г. Настоятельница — мон. Епистимия (Ельменова). Туркменистан, 744002, г. Ашхабад, ул. Загородная, 1. Тел.: (993–12) 32–28–08 , 45–02–38, 45–02–39;

Дустабадский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, основан в 1992 г. как подворье Ташкентского Троице-Никольского мон-ря, в 1998 г. преобразован в самостоятельный. Настоятельница — мон. Манефа (Караваева). Узбекистан, 702739, Ташкентская обл., г. Дустабад, ул. Мухамедкулова, 85. Тел.: (998–71) 7–37–30, 7–26–11;

Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь, учрежден в 1996 г. как подворье Ташкентского Троице-Никольского мон-ря, в 1999 г. преобразован в самостоятельный. Настоятельница — мон. Иоанна (Гусарова). Кыргызстан, 722000, Жайылский р-н г. Кара-Балта, с. Калининское, ул. Центральная, 164. Тел.: (996–3133) 2–18–13 , 2–21–28;

Ташкентский во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь, учрежден в 1894 г. как община, в 1901 г. получил статус мон-ря, закрыт в 1922 г., возобновлен в 1990 г. Настоятельница — игум. Любовь (Якушкина). Узбекистан, 700005, г. Ташкент, ул. 8 Марта, 7. Тел.: (10–998–71) 191–69–60, 191–49–89;

Чирчикский во имя вмч. Георгия муж. мон-рь, учрежден в 1996 г. Настоятель — митр. Владимир (Иким). Наместник — свящ. Георгий Палехов. Узбекистан, 702100, Ташкентская обл., г. Чирчик, просп. А. Навои, 1а. Тел.: (998–71) 5–50–33.

Учебные заведения: Ташкентская духовная семинария, открыта в 1990 г. как училище, в 1998 г. реорганизованное в семинарию, ректор — митрополит Владимир (Иким). Узбекистан, 700015, г. Ташкент, ул. Авлиёота, 91. Тел.: (998–71) 55–54–15; 38 воскресных школ.

Церковные СМИ: газета «Слово жизни», издается епархиальным управлением, имеет приложение — альманах «Восток свыше».

Правящий архиерей митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

(Иким Василий Захарович)

Родился 1 февраля 1940 г. в с. Ново-Варзарешты Каларашского р-на Молдавии в крестьянской семье. В 1958 г. поступил в ОДС. В 1959–1961 гг. служил в рядах Советской Армии. По окончании семинарии в 1963 г. поступил в МДА. 27 июля 1965 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, 1 августа рукоположен во иеродиакона, 4 февраля 1966 г.— во иеромонаха. В 1967 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. В 1968 г. поступил в аспирантуру при МДА, назначен членом международной комиссии ОВЦС, занимался вопросами диалога с римо-католиками. В 1971 г. окончил аспирантуру МДА, возведен в сан игумена и назначен референтом ОВЦС. В 1978 г. направлен в клир Чехословацкой Православной Церкви, назначен настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах, ставшего затем подворьем РПЦ. 1 апреля 1979 г. возведен в сан архимандрита.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) и Священного Синода от 26 июня 1985 г. определен быть епископом Подольским, викарием Московской епархии. 30 июня 1985 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, назначен представителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Блаженнейшем митрополите Пражском и всей Чехословакии. С 19 июля 1988 по июнь 1990 г. заместитель председателя ОВЦС. 20 июля 1990 г. назначен на Ташкентскую и Среднеазиатскую кафедру. 25 февраля 1991 г. возведен в сан архиепископа, 25 февраля 2002 г.— в сан митрополита.

Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира I, II и III степени, прп. Сергия Радонежского II и III степени, св. блгв. кн. Даниила Московского II дважды и III степени, свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, II степени, орденами других Поместных Православных Церквей, российскими, чешскими, узбекскими и киргизскими государственными орденами и медалями.

http://sedmitza.ru/text/415448.html

_________________
馬鹿も一芸


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наша епархия в российском ТВ и прессе
СообщениеДобавлено: 21 окт 2008, 05:22 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 сен 2008, 04:16
Сообщений: 618
Православие в Средней Азии. Телепрограмма «Православная энциклопедия». (Прямой эфир на канале ТВЦ 28.07.07)
Сюжет: Путешествие в Среднюю Азию: Киргизия (Телепрограмма 19.07.08)
19 июля 2008г.



Православный храм в Ташкенте



Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы отправляемся в путешествие в Среднюю Азию. Мы посетим Ташкент, столицу Узбекистана, и его древние города – Самарканд и Бухару. Узнаем, как живут православные верующие в этой Среднеазиатской республике. Начнется наше путешествие от стен Свято-Успенского кафедрального собора в Ташкенте.

* * *

Сюжет: Свято-Успенский собор

Свято-Успенский храм ведет свою историю с 1871 года. Он построен при ташкентском госпитале и был в ту пору совсем небольшим. Скромный храм был расширен и перестроен в 50-х годах XX века архиепископом Гермогеном (Голубевым). Это единственный собор в Советском Союзе, который во времена хрущевских гонений не закрывался, а обновлялся.



Престольный праздник Свято-Успенского Кафедрального Собора в Ташкенте



Вскоре власти «опомнились» и выслали дерзновенного епископа Гермогена из епархии, но храм остался. В наши дни вокруг него образована Духовная семинария, построены современные корпуса Духовно-административного центра, возведены крещальня с водосвятной купелью. Православная жизнь действительно бьет здесь ключом. За три дня пребывания в епархии мы побывали на научной конференции «Востоковедческие чтения», литературном вечере, где молодые ташкентские поэты читали свои стихи, и на выпускных экзаменах воскресной школы. Число ее учащихся впечатляет: 250 человек, и почти половина из них – взрослые.

Экзаменатор: – Сектанты обвиняют православных в идолопоклонстве, приводя в пример то, что мы, почитая иконы, целуем деревяшки, сами не понимая, для чего. Насколько это справедливо?

Выпускница воскресной школы: – Православные почитают не икону, как таковую, а святого, изображенного на ней, чтобы помнить первообраз этого святого.

История Христианства в Центральной Азии восходит к апостольским временам. Евангелие Христово было проповедано здесь святыми апостолами Андреем и Фомой. На территории современного Узбекистана выявлено множество памятников древнего Христианства.



Протоиерей Алексий Уминский



Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В Государственном музее истории Узбекистана хранятся могильные камни с крестами и надписями на сирийском языке, которые датируются VI веком.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Этот край издревле был очень веротерпимым. Здесь были 4 крупных митрополии. В IV веке, когда персы шли войной на Центральную Азию, в городе Мерв было очень много христианских мучеников. Иоанн Мервский один из них. Его имя не было записано в Церкви. Я впервые встретил это имя у мусульманских писателей-историков. Долго изучал этот вопрос, а потом обратился в Москву, в Комиссию по канонизации святых, чтобы этот святой был включен в Православный календарь. И вот теперь Церковь чтит память Иоанна Мервского.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Значит, можно сказать, что этот святой – еще один покровитель Средней Азии.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Да, можно. Этот святой известен по мусульманским историческим очеркам с древних времен.



Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Празднование Пасхи. 2006 г., Ташкент



Средняя Азия – край древнейших культур и цивилизаций. До Рождества Христова здесь существовали древние государства: Бактрия, Парфия, Сагдиана, Хорезм. В Хорезме находилась могила ветхозаветного прока Иова. И поныне в Центральной Азии существует несколько чтимых родников Иова. Самый известный из них находится в Бухаре.

* * *

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Существует предание, которое сохранилось здесь с незапамятных времен. Когда-то, еще в библейские времена, здесь была засуха, и люди умирали от жажды. Они обратились к патриарху Иову с просьбой, помолиться Богу, чтобы здесь появилась вода. Праведный Иов ударил посохом о землю, и в этом месте забил источник.

* * *

В IV веке до Рождества Христова территория современного Узбекистана вошла в состав империи Александра Македонского. В VIII веке по Р. Х. – в состав арабского Халифата. В XIII веке Среднюю Азию завоевал Чингисхан.

Символ Бухары – минарет Калян, построенный в 1127 году, и считающийся одним из высочайших в Азии. По преданию, при взгляде на 45-и метровую башню с Чингисхана упала шапка. Минарет отличается необычайной прочностью. В основание его фундамента зодчий Бако добавлял черепаховые яйца. Даже Чингисхан не смог разрушить минарет Калян.

Пройдет немногим более 100 лет, и в этих краях будет образована новая монгольская империя – империя Тимура.

К рассказу об этом времени мы еще вернемся, а сейчас поспешим в православный храм. Он появился уже в наше время. Дело в том, что Бухарское ханство не входило в состав Российской империи. Только в 1920 году Красная армия захватила Бухару, которая через 5 лет вошла в состав Узбекской Советской Республики. Поэтому православных храмов здесь раньше не было. Церковь Михаила Архангела появилась в Бухаре в 1993 году. Православной общине отдали старое здание железнодорожного вокзала. Теперь это тот полустанок, от которого открывается путь в Царство Небесное. Храм так быстро преобразился, что напоминанием о прошлом служит лишь импровизированная звонница, состоящая из кислородного баллона, автомобильного диска и рельсы.

Вероника Михайлова, прихожанка храма Михаила Архангела: – Молодежь в наше время тянется к Богу. В двунадесятые праздники многие отпрашиваются из школ и университетов, чтобы попасть на богослужение. Педагоги стали относиться к этому более благосклонно. У нас в храме молодой клирос, пономари – от 12-и до 25-и лет.

* * *

Древний город Самарканд находится на расстоянии 250 км от Бухары.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Мы продолжаем наше путешествие по Средней Азии. История Самарканда, одного из древнейших городов мира насчитывает более двух с половиной тысяч лет. В XIV веке этот город стал столицей крупнейшей империи, границы которой простирались от Волги до Ганга, от Тянь-Шаня до Босфора.

* * *

Не смотря на свой воинственный нрав, правитель империи Тимур был религиозным человеком. Свое правление в Самарканде он начал с посещения усыпальницы Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата и сподвижника пророка Мухаммада. Тимур помнил наставление своего предка: «Не шути с рекой, вода тебя уничтожит. Не шути со святым, он род твой уничтожит. Почитай святого, и он тебя прославит».

В Самарканде находится мавзолей Гур-Эмир – усыпальница Тимуридов. В центре надгробие самого Тимура.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здесь покоится прах одного из самых грозных завоевателей мира – эмира Тимура, или Тамерлана, как его называли русские летописи. Пред ним преклоняли свои колена владыки Востока и Запада. И все-таки в жизни этого человека был случай, когда он по-настоящему устрашился.

* * *

В одном из своих походов Тамерлан разбил хана Тохтамыша, разграбил золотую орду и устремился на Москву, предавая огню и мечу русские города и селения. Будущей столице России угрожало нашествие, столь же страшное, как и нашествие Батыя. Тогда из Владимира в Москву торжественно принесли Владимирскую икону Божией Матери.



Владимирская икона Божией Матери



Москвичи усердно молились перед образом Царицы Небесной, и Тамерлану во сне явилась Богородица с грозным Небесным воинством. Когда владыка Востока узнал от своих приближенных, что явившаяся ему во сне – Сама Богородица, святая покровительница Руси, то немедленно приказал своему войску повернуть обратно.

В Самарканде есть место, святое для представителей трех конфессий: христиан, мусульман и иудеев. Это гробница пророка Даниила, останки которого Тимур привез в Самарканд, чтобы уберечь город от землетрясений.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Знаменитый герой Ветхого Завета – пророк Даниил. Он утешал еврейский народ в Вавилонском пленении, и с удивительной точностью предсказал время Рождества Христова. Здесь, под Самаркандом, хранится величайшая святыня. В XIV веке эмир Тимур перенес сюда из Месопотамии руку пророка Даниила.

* * *

Садовник Алим ухаживает за землей вокруг гробницы вот уже 28 лет. Но больше всего ему запомнился день посещения Самарканда Святейшим Патриархом Алексием. Произошло это событие 13 ноября 1996 года.

Алим, садовник: – Это фисташковое дерево было сухим до 1996 года. В 1996 году здесь был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил дерево, окропил его святой водой, и после этого дерево начало оживать. Это – настоящее чудо. А дереву этому не менее 600 лет.



Фото - Ю.В.Клиценко, "Седмица.Ru"



Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Деятельность русских православных приходов в Средней Азии начинается с 40-х годов XIX века, после добровольного присоединения к России Казахстана и Киргизии и завоевания Узбекистана и Туркмении. Вслед за армией шли русские поселенцы. В основанных ими селах строились первые храмы. Вскоре стало очевидным, что для окормления столь необъятного края необходима самостоятельная архиерейская кафедра. В 1871 году императорским указом было утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии.

* * *

С самого начала между мусульманским населением Средней Азии и православными христианами были взаимно доброжелательные отношения. Этому способствовало и то, что из казны на религиозные нужды мусульман выделялись значительные средства. Мусульмане щедро платили добром за добро, жертвуя на «русские мечети», как они называли православные храмы. К 1917 году храмы имелись уже во всех русских селениях Туркестана. В Ташкенте, например, действовало 16 храмов, а в Самарканде – 8. Сегодня в Самарканде 3 действующих православных храма. Каждый из них по-своему уникален.

Собор святителя Алексия, Митрополита Московского, крупнейший в Среднеазиатской епархии. Он был основан в 1912 году. После революции долгое время храм был закрыт, заново освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1996 году.

Покровский собор в предвоенные годы был единственным действующим храмом во всей Средней Азии.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Именно сюда из разрушенных и закрытых храмов верующие приносили сохраненные ими иконы. Поэтому здесь собрано достаточно много чудотворных икон, например Казанская икона Божией Матери. Настоятель храма рассказал, что в 1984 году по молитвам перед этим образом произошло чудо: по молитве матери воскрес ее сын, смерть которого уже констатировали врачи Самаркандской городской больницы.

Храм Георгия Победоносца появился в Самарканде еще в 1868 году. Долгие годы здесь служил архимандрит Серафим. Он пользовался большим уважением, как среди православных, так и мусульман, не единожды обращавшихся к нему за молитвенной помощью.

В годы хрущевских гонений в Георгиевском храме произошло чудо, о котором нам рассказал владыка Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Георгиевский храм был открыт в 50-е годы. Уполномоченный очень не хотел давать разрешение на открытие. Позже он рассказал, как неоднократно видел один и тот же сон: его мучил и угрожал ему молодой человек, задавая вопрос, почему он не разрешает открыть храм. Уполномоченный пришел в храм и узнал на иконе вмч. Георгия Победоносца, после чего дал разрешение на открытие храма. С тех пор храм больше не закрывался.



Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)



Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Владыка, в годы гонений, в Ташкенте было много подвижников благочестия. Среди них и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), и митрополит Арсений (Стадницкий), и архимандрит Борис (Холчев). Как складывалась жизнь епархии в эти тревожные годы?

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Этот край в советское время был для православных как бомбоубежище во время артобстрела. В Центральной России гонений было больше, а здесь было тише и в сталинские и в хрущевские времена. Православные люди находили приют, им часто помогали мусульмане скрыться даже в мечети.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В 20-30-е годы Средняя Азия стала местом, куда большевики массово ссылали духовенство. В Ташкенте за Боткинским кладбищем образовался целый поселок из сосланных духовных лиц. Известно, что там жили инокини Марфо-Мариинской обители и Серафимо-Дивеевского монастыря. В Ташкентской ссылке находились и ближайшие помощники Патриарха Тихона митрополиты Арсений (Стадницкий) и Никандр (Феноменов). в те годы в Ташкенте единственным местом для проведения православных богослужений оставалась маленькая кладбищенская часовня Всех Скорбящих Радосте. Здесь при огромном стечении народа даже во время дождя и снега митрополиты Арсений и Никандр совершали богослужения под открытым небом. Близ этой часовни они и погребены.

* * *

Николай Павлович Гамалицкий живой свидетель тех событий. Мать брала его на митрополичьи богослужения у часовни.

Николай Павлович Гамалицкий: – Когда мы были маленькими, нас водили в эту часовенку, где часто служил митрополит Арсений.

Николаю Павловичу посчастливилось узнать и других духовных лиц, чей след навсегда останется в истории Русской Православной Церкви. Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) был хорошо знаком с родителями Николая Павловича, а его тете святитель Лука делал операцию. Помнит Николай Павлович и проповеди ученика Оптинского старца Нектария архимандрита Бориса (Холчева). После войны отец Борис, уже имея за плечами лагеря и тюрьмы, получил возможность нести служение в Средней Азии.

Николай Павлович Гамалицкий: – Проповеди отца Бориса производили очень сильное впечатление на прихожан. Однажды мне довелось быть на празднике Успения Пресвятой Богородицы в Псково-Печерском монастыре. Перед службой я услышал разговор двух паломниц, она из которых говорила, что таких проповедей, как проповеди отца Бориса (Холчева) в Ташкенте, она не слышала нигде.



Пасхальное Богослужение 24 апреля 2006 г. в Ташкенте



Из проповеди архимандрита Бориса (Холчева): «Есть радость, которую никто и ничто отнять не может: ни время, ни болезнь, ни стихийные бедствия. Эта радость заключается в том, что человек пребывает в единении с Богом. И если он сподобится этой радости, то ничто, даже сама смерть не может вырвать человека из семьи Божией».

На могиле отца Бориса горят свечи. Сюда притекают многие верующие. В советские годы, находясь в Узбекистане, он не боялся готовить людей к Таинству Крещения. 11 ноября, в день его памяти, семинаристы приезжают сюда служить панихиду вместе с духовенством.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Народ здесь, в Азии, богобоязненный и молитвенный, такое не всегда встретишь в России, разве что в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Здесь люди не предаются пьянству. В храме тоже ведут себя немного, но иначе.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Можно ли сказать, что это было заложено теми людьми, которые служили здесь в далекие и трудные годы?

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Это именно так. И еще, очень много благочестивых христиан из Центральной России переезжали в те годы сюда, потому что здесь было меньше гонений и притеснений православных верующих.

* * *

Ташкент – город хлебный. Названный так с легкой руки писателя Александра Неверова, представившего город в глазах беспризорника Землей Обетованной, Ташкент действительно спас многих и от голодной смерти, и от гнева советских властей. Когда в 1966 году Ташкент был разрушен страшным землетрясением, его восстанавливал весь Советский Союз. Сегодня город отличается широкими улицами, многочисленными скверами и парками, поражает восточной красотой, вкусом плова и пшеничных лепешек, обилием фруктов.



Мечеть в Ташкенте



В послевоенные годы в Ташкенте действовало два православных храма, сегодня их – пять. Возрожден и Свято-Троицкий Никольский монастырь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир вот уже 17 лет несет свое служение в Средней Азии. Его резиденция находится в Ташкенте, хотя границы епархии простираются по территории четырех государств.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Среднеазиатская епархия объединят собой 4 независимых государства: Узбекистан, Туркмению, Киргизию и Таджикистан. Как складывается жизнь Православной Церкви на такой огромной территории, не мешает ли это Вашей пастырской деятельности?

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Нет не мешает. В разговоре со Святейшим Патриархом я иногда говорю, У Вас, Ваше Святейшество, много архиереев, а Президент – один, а у меня наоборот – 4 президента, а я – один архиерей…

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Владыка, развал Советского Союза не мог не повлиять на жизнь Русской Православной Церкви в азиатских мусульманских странах. Много россиян покинули свои дома и уехали в Россию. Не оскудела ли паства?

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Часть вернулась обратно. Когда я приехал сюда в 1990 году, в епархии было 56 храмов в 4-х государствах, а сейчас их – 104, в 2 раза больше, чем в Советском Союзе. Будут открываться и новые храмы.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – С чем это связано, и для кого строятся новые храмы?

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Для православных верующих, среди которых сегодня очень много молодых.

* * *

Навои – один из молодых городов Узбекистана. Вырос он в центре кызылкумских песков, между древнейшими собратьями Самаркандом и Бухарой. Возведенный по проекту ленинградских архитекторов, город отличается прямыми улицами, обилием скверов и фонтанов. В 1994 году здесь был заложен фундамент первого храма, строительство которого шло при поддержке Навоийского горно-металлургического комбината. Сегодня храм преподобного Сергия стал не только архитектурной достопримечательностью города, но и вторым домом для многих его жителей.

Священник Леонид Козин: – Бывает, что не родители ведут детей, а именно дети приводят взрослых в храм. Сам по себе храм призывает людей приходить к Богу, и они приходят.



Купола православного храма в Ташкенте



В часе езды от Ташкента находится город Достобад. До недавнего времени он носил название Солдатский. В царское время сюда выселяли взбунтовавшихся казаков. Им эти места понравились. За несколько лет были осушены болота, здесь стали выращивать рис, вызвали из России семьи, построили величественный Покровский храм. До наших дней храм не сохранился – был разрушен в 1936 году, а икона св. вмч. Георгия Победоносца уцелела. Ее взял в свое хозяйство местный житель. Он перекрывал иконой воду в арыке, но вскоре осознал неправедность своих действий и передал икону в тайную православную общину.

В 1998 году при покровском храме был образован Свято-Покровский женский монастырь. Обитель быстро строится, и сегодня здесь 28 сестер. В хозяйстве – 20 Га земли, засеянной рисом и пшеницей, 16 коров, козы, кролики, гуси, куры, павлины и ослик Яшка, для удобства передвижения из монастыря на подворье.

Игумения Манефа (Караваева): – Мы не хотели разводить свиней, но нам постоянно дарят маленьких поросят. Недавно снова привезли 12 голов. Раз таков промысел Божий, мы их выхаживаем, растим, а потом отправляем мясо семинаристам.

* * *

В Покровском монастыре нашу съемочную группу встречали хлебосольным столом, пели русские песни, благодарили за то, что в Росси не забывают о своих соотечественниках. Каждый приезд матушки Манефы в Москву оборачивался чудесной помощью, которую она получала от людей, радеющих о том, чтобы Православие в Средней Азии не угасло.

Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Наше путешествие по Средней Азии подошло к концу. Мы узнали лишь малую часть о жизни Среднеазиатской и Ташкентской епархии, но даже из малого видно, что Православие здесь живо. Здесь есть свои святые и святыни. Здесь живут люди, для которых православный храм не только частичка России, но и родной дом.

Электронную версию нашей программы вы всегда найдете на сайте «Седмица.Ru». А мы с вами вновь встретимся через неделю. Всего вам доброго! Храни вас, Господь!

_________________
馬鹿も一芸


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Наша епархия в российском ТВ и прессе
СообщениеДобавлено: 24 окт 2008, 04:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 сен 2008, 04:16
Сообщений: 618
ого, что я нашел:
http://bishkek.eparhia.ru/
двойник нашего сайта!

_________________
馬鹿も一芸


Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



 Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
 
cron